Официальный сайт ГМУ
Ставрополье без табака
Я привит
Информационный портал «Учимся вместе»

Готовимся к детскому саду или страшное слово - адаптация

Адаптация - приспособление организма к новой обстановке. Детский сад для ребёнка является несомненно новым неизвестным пространством, где новое окружение и новые отношения. Адаптация может проходить как позитивным так и негативным стрессом. Она включает широкий спектр индивидуальных реакций: характер, особенности ребёнка, сложившиеся семейные отношения, условия пребывания в ДОУ.

Процесс социально - психологической адаптации распадается на несколько стадий:

  • ознакомление;
  • ролевую ориентацию;
  • самоутверждение.

У детей 2 - 3 лет нет потребности в общении со сверстниками, оно ещё не сформировалось. Взрослый выступает как партнер по игре, он как образец для подражания и внимания. Поэтому ребёнок не может быстро адаптироваться в дошкольном учреждении. Также он испытывает страх перед незнакомыми людьми, и в новых ситуациях общения, это в полной мере проявляется в дошкольном учреждении.

Страхи - основная причина адаптации ребёнка. При этом ребёнок является ранимым, возбудимым, обидчивым, плаксивым и более болезненным. Стресс истощает защитные силы организма ребёнка. В раннем возрасте в период адаптации большое значение имеет уровень социализации, наличие или отсутствие в общении ребёнка со сверстниками.

Формирование у детей таких черт личности как самостоятельность, инициативность, умение решать "проблемы" в игре- имеет немаловажную роль. К процессу адаптации может добавиться кризис 3 лет. В это время ребёнок впервые ощущает себя личностью и обязательно настаивает, чтобы это замечали другие. Взрослые же не видят этого или делают вид, что не замечают их устраивает, чтобы было всё как раньше. Ребёнок отстаивая свою личность становится более ранимым к окружающей среде. Это негативно отражается на адаптации ребёнка. Его психика нарушается и это становится видимой в сравнении с обычным поведением ребёнка.

Также в 3 года ребёнку уже нравится идти на контакт с людьми. Он сам выбирает повод для контакта. Коммуникабельность ребёнка - это положительный исход адаптационного процесса. Но в первые дни ребёнок утрачивает это свойство, находясь в дошкольном учреждении. Как только ребёнок сможет наладить контакты в группе, адаптация пойдёт на убыль - это важный шаг к совершению процесса адаптации малыша.

Познавательная деятельность тесно связана с игрой. И в первое время малыш не интересуется игрушками. Он не знакомится со сверстниками и не хочет понимать, что происходит рядом с ним. В этот период его познавательная деятельность заторможена. Как только проявится интерес к новому, активность стресса станет минимальна и вскоре исчезнет совсем. При стрессе ребёнок меняется настолько, что может почти забыть все навыки самообслуживания, которыми успешно пользовался дома.

В условиях организационного коллектива ребёнок вспоминает забытые навыки и легко схватывает новые. У многих малышей на фоне стресса, при тяжёлой степени адаптации меняется речь. Словарный запас малыша скудеет, он начинает употреблять младенческие или облегченные слова. При лёгкой степени адаптации речь либо не изменяется совсем, либо меняется немного. В этом возрасте пополнение активного словарного запаса ребёнка затрудненно. Во время адаптации ребёнок редко остаётся в пределах нормы, он становится сильно заторможен или неуправляемо гипперактивен.

При поступлении в дошкольное учреждение сон у ребёнка отсутствует совсем. По мере привыкания к детскому саду ребёнок начинает засыпать. Но всё равно сон остаётся беспокойным, прерывается внезапным пробуждением. И только, когда ребёнок адаптируется совсем в саду он будет спать спокойно.

Также адаптационный процесс влияет на аппетит ребёнка, иногда он отсутствует совсем. Иногда адаптация проходит наоборот и ребёнок ест очень много. Это говорит о том, что отрицательные адаптационные сдвиги пошли на убыль, и в скором времени всё нормализуется. На фоне стресса ребёнок может похудеть, но адаптировавшись. Он быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и в дальнейшем начнёт поправляться.

В процессе адаптации педагог решает следующие задачи:

  1. Необходимо установить такие отношении, чтобы воспитатель стал близким человеком.

    Показатель достигнутой цели это когда:

    • ребёнок охотно идёт от родителей к воспитателю;
    • улыбается и радуется когда видит воспитателя;
    • ребёнок обращается за помощью к воспитателю;
  2. Помочь привыкнуть ребёнку к новой обстановке и ориентироваться в ней;

    Показатель достигнутой цели это когда:

    • ребёнок знает название и расположение комнат;
    • знает где находятся предметы для его личного пользования (салфетки, полотенце и т.д.).
  3. Помочь ребёнку, как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни.

    Показатели достигнутой цели это когда:

    • ребёнок легко подчиняется режиму;
    • сохраняет хорошее настроение рядом со взрослыми, а также играет самостоятельно.
  4. Помочь ребёнку установить правильные взаимоотношения со сверстниками.

    Показатели достигнутой цели это когда:

    • ребёнок охотно играет с детьми,
    • спокойно относится, что игрушками играет он не один, а и другие дети.

При адаптационном процессе ребёнка в дошкольном учреждении необходимы совместные усилия родителей и педагогов. От успешной деятельности педагога зависит дальнейшая жизнь ребёнка. Воспитатель должен создать эмоционально - комфортную обстановку в группе. Это залог успешности решения всего комплекса образовательных задач, формирование эмоциональной сферы детей и благополучной их адаптации.

Воспитатель первой квалификационной категории Юзеева Н.Н.
Яндекс.Метрика Как настроить RBAC в Yii2
0,1386 s cache