Официальный сайт ГМУ
Ставрополье без табака
Я привит
Информационный портал «Учимся вместе»

Игры для развития речи и мышления дошкольников

Составила и провела воспитатель группы №6 «Гномики» Бондаренко Н.М.

Довольно часто родители отдают своих детей в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для родителей так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребёнка, которое можно приобрести только в игре с ним. Для малыша игра с родителями – самый радостный и комфортный способ познать мир. 

Первый и главный вопрос для них – чему учить? Благо, выбор огромен – спасибо прогрессу! Сегодня 3-4 летний «знаток» без труда управляется с телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефонного телефона. И все же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребёнок открывает его для себя заново. Поэтому начнём сначала. 

Заметно облегчит жизнь самодеятельному педагогу систематизация. Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупиться! 

Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт», и т.д., а так же учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для куклы» и т.д.. Эти простейшие примеры исподволь приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научиться характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал. Быстро будет расширять словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, ещё когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, показывает более старший ребенок, говорящий, к примеру, о жвачке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имён прилагательных в речи ребёнка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель – приохотить «ученика» говорить много и правильно. 

Прогулка на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребёнком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребёнок видит во круг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу броситься существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как «светлозеленый», «темно-зеленый», «изумрудный», «салатный», «болотный»,  «желто-зеленый» . Предложите ребёнку отправиться на поиски новых цветов – всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.

Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребёнок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

Попросите ребёнка определить характер дерева. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величаво-торжественное, другое – бесшабашновеселое, третье – трагически грустное.

Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он справиться, рассмотрите их
внимательно. Пусть ребёнок убедиться в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребёнок с радостью принесет вам большой лист клена и маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедиться, что самые разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково ( как в нашем случае – «листья»).

Можно сыграть с ребёнком в игру «Что на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи тень, цветок, коряга, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие! 

Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов : «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью); «А на траву?» (Цветом); «А на каплю?» (Формой). 

Из таких игр рождается ещё одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветов, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».

Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих, Скороговорки можно найти в разных детских книжках. 

  • Ткач ткет ткани на платок Тане.
  • Около кола-колокола.
  • Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
  • Орел на горе, перо на орле.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

А что, если предложить произносить ребёнку одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, умоляя, громко, тихо)?

  • Милая моя, ты не спишь?
  • Вы ели на завтрак мороженое?
  • Мама купила (купи) виноград.
  • Скорее домой!
  • У нас кончился хлеб.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей. 

Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). 

Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!

Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем. 

Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребёнку поиграть в неё без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие ( например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребёнку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае правильного
ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например, «проснулся – встал – умылся – позавтракал» и т.д.).

В другом варианте игры можно рассказать известные ребёнку короткое стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться. 

Четвертый лишний.

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребёнок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб, овощи, фрукты). 

Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающимися ( например, «береза», «дуб», «липа», «ель»). Эта игра предназначена для развития логического мышления дошкольника. 

Игры с буквами. 

Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки». Взрослый называет слово, а ребёнок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие ещё звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «а» стоит в начале, в конце или середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.

Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в неё можно по дороге в детский сад или в магазин. 

Кляксы. 

Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками всё, что он захочет. Можете присоединиться к этому «безобразию». Такое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке. А главное вы вместе, вы рядом. 

Для развития речи ребёнка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребёнку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в детскую библиотеку, чтобы он мог полистать книги на полках и выбрать чтото. 

Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите, а он пускай выберет сам.

Разрешите ребёнку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д.

Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребёнка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк т.д. 

Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное. 

Маленькие могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Яндекс.Метрика Как настроить RBAC в Yii2
0,1226 s cache