Официальный сайт ГМУ
Ставрополье без табака
Я привит
Информационный портал «Учимся вместе»

Как помочь своему ребенку быстрее и легче привыкнуть к детскому саду

«Страшное» слово Адаптация. Или как помочь своему ребенку быстрее и легче привыкнуть к детскому саду.

Педагог-психолог: Бажанова О.А.

1.Прежде чем отдавать ребенка  в садик, родителям надо определиться, твердо решить, нужен ли им садик и зачем.

 Если мама сомневается, то ребенку тяжелее принять необходимость временной разлуки с ней. Это уже получается не осознанное решение родителей, а какие-то обстоятельства непреодолимой силы, которые усложнили жизнь и маме, и ребенку, разлучив их.

Если вы отдаете своего ребенка в детский сад с целью последующей адаптации его к традиционной школе, то тут можно найти альтернативу садику. Для адаптации к школе важно научить ребенка дисциплине, исполнительности, усидчивости. Поэтому, если без садика, то пусть будет спорт и к нему еще какой-нибудь «сидячий» кружок по интересам со строгими правилами, похожий по подходу на классическую школу с ее уроками. Подойдет музыкальная или художественная школа, или шахматы, или конструирование, выбирайте по интересам.

2.Самое важное при адаптации-налаженный контакт с воспитателем.

Ребенок не должен идти просто в садик. Он должен идти к человеку, который будет заменять ему маму. Это придает спокойствие и уверенность: «Этот человек обо мне позаботится, поможет мне».

Ведь тяжелую адаптацию проживает не только малыш и его родители, нелегко всем участникам процесса: и воспитателю, и другим детям группы, которые оказываются в атмосфере нескончаемого плача новенького.   

3.Малыш должен понимать, что в садик ходить надо.

Садик – это не место, куда можно хотеть или не хотеть ходить. Это место не кино, не кафе, не зоопарк, и мало что зависит от желания. Садик – это место, куда просто НАДО ходить, если взрослым НАДО идти на работу. Поэтому железное правило на каждое утро с понедельника по пятницу: «Хочу- не хочу, иду и молчу». Жестко. Но именно эта жесткая позиция при адаптации помогает гораздо больше, чем все уговоры. И ребенок станет искать интересное для себя в садике, где он должен находиться.

Когда ежедневно одно и то же – ожидаемо и предсказуемо, неминуемо – привыкается быстрее, чем когда каждое утро у ребенка «лотерея» - поведут, не поведут. И теплится надежда, что сегодня не поведут. И все усилия на то, чтобы не повели. Чуть громче реветь, чуть дольше пореветь, пожаловаться на животик.

 

4.Дети, которые не ревут дома, потому что никогда не сталкиваются с отказом, потом очень много ревут в садике. 

Имеются в виду капризы и сиюминутные исполнения желаний.

Ведь детские слезы-тяжелое испытание для детской психики. Порой хочется идти на разные уступки, только чтобы не слышать, как он ревет. Но реальность такова, что весь остальной мир не будет подстраиваться под желания ребенка. Однажды ему все равно придется встретиться с отказом, испытать по этому поводу негативные эмоции: злость, печаль, отчаяние, обиду. И только после этого включаются адаптационные механизмы психики, помогающие выдерживать отказ.

 В три года ребенок хорошо выражает свои желания, осознает себя как отдельную личность, понимает, что есть другие люди. Важно еще объяснить ему, что у других людей есть свои желания и потребности.

 

  1. В детском саду ребенку постоянно приходится ждать своей очереди.

Ждать, когда поставят компот, ждать, пока освободится унитаз, ждать, когда помогут одеться. Не умеющие ждать малыши испытывают стресс и закатывают истерику.

Ждать - это очень важное умение. Умеющий ждать ребенок бережет нервы и сои, и родителей. Ждать - это потерпеть, переключиться, занять себя чем-то. Ждать – это понимание, что есть другие, со своими желаниями и потребностями.

Для легкой адаптации к садику научите ребенка ждать. В жизни это тоже пригодится.

 

  1. Следите за внешним видом ребенка.

 Ребенок еще слишком мал, чтобы оспаривать, осмеивать, противостоять правилам социума или хотя бы их игнорировать. Для него становится важным мнение педагогов и сверстников. Игнорирование родителями общественного мнения и принятых внутренних правил учреждения – преступление против ребенка, ухудшающего его эмоциональный комфорт. Ребенок может стать изгоем. Поэтому общие правила надо соблюдать. Одежда должна быть чистая. Трусы новые. Это, конечно, мелочи, но они влияют на формирование отношения к малышу.

 

  1. Детям не нужны исключения из правил. Им нужны постоянство и стабильность.

Дети хорошо понимают строгое «нельзя». Но с пониманием более сложных конструкций типа «вообще-то нельзя, но вот сегодня можно, а потом опять нельзя, совсем нельзя, ну разве что в крайнем случае» всегда возникают проблемы.

Но: когда говорим «так нельзя», нужно сразу же сказать, как можно.

 

  1. Перестаньте тревожиться, когда оставляете своего ребенка в садике.

Мамы на группу все реагируют по-разному. Одни радостно замечают картинки на стенах, игрушки на полках, удивительно огромный фикус в углу,  маленькие раковины и унитазики. «Смотри, тут все сделано для удобства ребенка! Тут хорошо!»- такой посыл идет от мамы к ребенку, который находится в этот момент рядом. Другие мамы акцентируются на возможных проблемах, проговаривая вслух все свои опасения- понятно, какие выводы делает ребенок в этом случае. Желательно для знакомства с группой и воспитателем в первый раз прийти без ребенка, чтобы не озвучивать свои тревоги и опасения при малыше. И лучше ближе к вечеру, когда в группе остается немного детей и воспитателю легче уделить маме внимание, есть возможность ответить на интересующие вопросы и задать свои, относительно характера и привычек ребенка.

 

  1. Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:

а) Ребенок усвоил правила поведения ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.

б) Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду.

 

  1. У детей своя логика. Эта логика называется – ритуал. Все должно быть как всегда – это гарантия спокойствия и безопасности.

Поэтому придумывайте свои ритуалы отхода ко сну, подготовки к обеду, прощания в садике. Ритуалы успокаивают ребенка и помогают с ним договориться.

Если ритуал есть, соблюдайте его безукоризненно. Например: вы всегда машете в одно и то же окно, уходя из садика, ребенок спит в пижаме красного цвета, нельзя без его согласия приносить после выходных синюю, заходить в группу только через привычную дверь.

Но если у вашего ребенка нет ритуалов и он в них не нуждается, не стоит испытывать тревогу по этому поводу. Дети все разные, кому-то ритуалы совсем не нужны.

11.Перестаньте навязывать свои тревоги ребенку.

 Откажитесь от вопроса ребенку: «Тебя сегодня никто не обижал?» Сам вопрос уже содержит посыл ребенку, что среда детского сада враждебна и нужно ожидать, что в любой момент могут обидеть. Ребенок напрягается, акцентирует внимание на «обидных» действиях детей из группы, может даже сам провоцировать своим поведением других, чтобы те его «обидели» и было о чем рассказать маме.

 

12.Питание малыша.

В период адаптации ребенок может отказываться от еды, даже похудеть.

Главное - не акцентировать внимание ребенка на этой модели поведения.

Если ребенок постоянно слышит тревожное «Ел?» - «Не ел?», то он может сделать из этого инструмент манипулирования.

Ребенок понимает, что когда он начнет нормально есть, внимание к его персоне уменьшается, и старается это внимание удержать.

 

13.Помогите своему ребенку захотеть ходить в садик.

 Если после болезни ребенок не хочет идти в садик. Так отчаянно не хочет, что создается впечатление, что адаптация начинается с нуля. Что может помочь в таком случае? Помогает позиция осознанной необходимости. Хочется или не хочется, а ходить надо, потому что маме надо на работу.

Пусть ребенку на больничном будет немного скучно. Скучнее, чем когда ребенок ходит в садик. И, находясь на больничном, старайтесь не терять связь с садиком. Каждый день вспоминайте про садик что-то хорошее.

Можно рисовать картинку, которую принесете в подарок воспитателю, когда ребенок поправится.

Можно читать интересную книжку и обсуждать, как будет здорово принести ее в садик, чтобы воспитатель прочитала всем детям.

Можно во время сидения дома изготовить кормушку для птиц, чтобы потом повесить на участке детского сада.

Если хотите, чтобы ребенок любил садик, никогда не позволяйте себе подобных высказываний: «Не будешь пить лекарство, пойдешь в садик!» «Опять ничего не ест…Ничего, скоро в садик пойдет. Там есть заставят!».

Лекарство пить ребенок будет, но болеть будет долго, психосоматика поспособствует тому, чтобы ребенку не нужно было ходить в садик.

 

  1. Как понять, что мешает адаптации?

Поиграйте с ребенком в детский сад. Проиграйте с ним все режимные моменты. То, что ребенок не может рассказать про себя, он вынесет на игрушку.

Ребенок может активно и с удовольствием проигрывать сцены занятий или прогулки в садике, но замыкаться, переставать играть, как только поступает предложение поиграть в тихий час.

Если вас что-то встревожило в поведении ребенка во время игры с детский сад, обсудите это с воспитателем, он прояснит некоторые вопросы и поможет разрешить проблему, если такая имеется.

15.«Кусочек» дома.

 Ребенку, чтобы почувствовать в стенах детского сада себя как дома, нужно что-то свое привнести, организовать пространство. Нужен «кусочек» дома. Им может быть: любимая книжка, любимое полотенце, которое хранят под подушкой, или мамина визитка. Но чтобы в садике стало именно уютно, нужно еще преобразовать пространство.

Можно выбрать с ребенком наклейки и наклеить их к шкафчику с внутренней стороны.

Можно принести в садик пару цветочков в горшках – детки взрослых домашних растений. Ребенок может сам отщипнуть отводки, следить, когда прорастут корни, помочь маме посадить цветы.

 

 

  1. Проблемы, связанные с горшком.

Иногда дети в садике начинают справлять нужду в штаны, хотя дома давно освоен горшок, и подобных проблем не возникает. Но то дома, а тут садик. Непривычная среда, чужие люди, незнакомый горшок, а может быть не горшок, а маленький унитазик. Ребенок от стресса напряжен настолько, что не позволяет себе расслабиться, в том числе и на физическом уровне. Иными словами, ребенок терпит. Терпит, терпит, а потом случается авария.

Не ругайте малыша. В очередной раз забирая из садика пакет с мокрыми вещами, нужно терпеливо и спокойно объяснять: «Какать и писать надо в унитаз. Штанишки мокрые. Плохо, неприятно. Хорошо, когда сухие. Надо проситься в туалет. Обратись к воспитателю, она поможет.»

Не обвиняйте воспитателя. Не делайте выводов, что она не водит ребенка в туалет в течение дня. Просто некоторые дети могут этому сопротивляться. И даже если его посадили на унитаз, он будет продолжать терпеть. Но только выйдет на улицу – и все…терпение кончилось…

Бывает наоборот. Ребенку в садике комфортно, он в восторге от обилия новых игрушек, с увлечением играет с ребятами, про дом и маму не вспоминает. А штаны все равно мокрые… Заигрался, забыл сходить в туалет. Радостное перевозбуждение снижает функцию контроля. Здесь выход один: воспитатель должен почаще напоминать про необходимость посещения туалета, отводить за руку к унитазу.

 

17.Друзья и как их обрести.

Вообще, хорошо, когда родители друг с другом дружат. Когда дружат родители, детям легче подружиться. Идти туда, где тебя ждет друг, гораздо веселее, чем идти туда, где тебя никто не ждет. Садик в глазах ребенка обретает особый смысл, когда там появляется верный соратник по играм. Но произойдет это не раньше, чем взрослые научат ребенка играть вместе и устанавливать связи.

Можно познакомиться с другими родителями, договориться где-нибудь погулять. В выходной можно вместе с детьми куда-то съездить, посетить веселое мероприятие.

Если вам в какой-то среде некомфортно, то мало шансов, что ребенку там понравится. Ребенок считывает эмоциональное состояние родителей и их отношение. Не осознает, но чувствует.

Если вы зашли в садик и вам хочется быстрее убежать из этих стен и от этих людей, то не стоит оставлять там ребенка. Либо менять место, либо работать над своим отношением.

Вы можете помочь своему ребенку в адаптации и организовать совместное творчество детей из группы. Можете принести в садик скатерть-раскраску. Если ее расстелить на полу, то раскрашивать могут все дети группы одновременно. Принести несколько коробок мела, и тогда на прогулке всей группой можно раскрасить участок тротуара.

 

18.Конфликты. Укусы. Падения.

 

Когда вы учите своего ребенка «давать сдачи», чего вы хотите добиться?

  • Хотите, чтобы ребенок отстаивал свои интересы?
  • Хотите, чтобы мог постоять за себя, не дать себя в обиду?
  • Хотите, чтобы мог наказать обидчика?

Когда вы учите своего малыша «давать сдачи», подвергаете риску его же безопасность. Потому что в этот момент кто-то тоже учит своего ребенка «давать сдачи», и тот может оказаться гораздо крупнее вашего.

 

Но все эти задачи ребенок может решить и другим способом. Например, прибегая к помощи воспитателя. Она рассудит, объяснит, кто не прав, виноватого накажет. И при этом (заметьте!) никакого физического насилия.

Учите детей не драться, а обороняться. Говорите: «Защищай себя. Не давай в обиду». Учите ставить блоки, уклоняться от ударов, звать на помощь.

 

Как помочь своему ребенку, если его укусил другой ребенок из группы?

Прежде всего поговорить об этом с воспитателем с целью понять, каким образом можно предотвратить повторение. Был ли укус нападением или защитной реакцией. Ведь укусивший ребенок, например, мог таким образом защищать свою игрушку, которую ваш малыш пытался у него отобрать.

Как реагировать если кусается ваш ребенок?

Необходимо изобразить «ужас-ужас», чтобы ребенок прочувствовал и запомнил. «Нельзя ни в коем случае!» И небольшой подарок пострадавшей стороне в качестве извинения.

Если обычное «Нельзя!» не работает, регулярно приходится краснеть и извиняться перед родителями других детей, демонстрирующих вам следы укусов, то предложите ребенку найти свой способ обезопасить детей от его же укусов. Важный вопрос, задача которого перевести внешний контроль в самоконтроль и показать, что вы с ребенком не боретесь, а сотрудничаете, вместе решая проблему.

Травмы в садике случаются не только по причине детских конфликтов. Ребенок может упасть, поскользнуться, споткнуться, неудачно спрыгнуть, прижать пальцы дверцами шкафчика, прилипнуть зимой языком к железной горке. Проговаривайте с детьми возможные риски.

Рассказывайте, почему нельзя облизывать железную горку, бегать с палками, близко подходить к качелям, если кто-то на них качается.

Почему нельзя близко подходить к ограждению. (На территории садика шприцы и стекла не валяются, а вот с другой стороны забора- могут).

Почему нельзя баловаться с дверцами шкафчика, совать пальцы в щель между дверями и косяком.

Понятно, что за безопасность ребенка в садике несет ответственность воспитатель, но лучше перестраховаться. Учите своих детей основам безопасности!

Научите ребенка…..падать. Правильно падать. Сгруппироваться так, чтобы минимизировать последствия падения.

Поиграйте с ребенком в такую игру: постелите на пол подушки и толкайте на них ребенка. Падать мягко и не больно. Ребенку будет весело, а навык в это время закрепляется.

Играйте с ребенком в подвижные игры, связанные с кувырканием, перекатами, падениями на мягкую поверхность. Учите правильно падать.

 

  1. Стройте отношения!

Ранее было сказано, что залог легкой адаптации – налаженный контакт с воспитателем. Это правило распространяется и на родителей в том числе. Видеть в воспитателе не функцию, а человека. Интересоваться ее самочувствием, настроением, делами, знать какие-то подробности личной жизни. Зачем? Этому человеку вы доверяете самое ценное – своего ребенка. Не садику, а конкретному человеку. И, чтобы развеять свои тревоги, не мешало бы получше узнать того, кто будет целый день находиться рядом с малышом.

 Если вы сами не установите контакт с воспитателем, эта задача целиком ляжет на плечи ребенка. Помогите своему сокровищу. Вам проще, вам легче. Как минимум вы умеете хорошо разговаривать и у вас есть большой опыт общения со взрослыми людьми.

Не обязательно при первом знакомстве устраивать допрос с пристрастием. Да и на долгие беседы у воспитателя нет времени. Но проявляйте личностный интерес, демонстрируйте свою симпатию. Это окупится особым отношением к ребенку.

Могут быть одинаковые требования, одинаковые порции, одинаковые санкции. Но одинаковых чувств не бывает. У каждого педагога есть любимчики, даже если он настолько профессионален, что этого никто не замечает.

Улыбнитесь педагогу, ведь ответная улыбка педагога дарится ребенку.

Отношения – это система, где все участники взаимозависимы. Когда меняется поведение одного участника, постепенно перестраивается вся система.

Расскажите воспитателю об особенностях вашего ребенка, что важно для вашего малыша, что он любит, что не любит, чего боится, из-за чего может расстраиваться и что помогает успокоиться.

 

20.Не усложняйте!

Не усложняйте жизнь воспитателя.

  • Всегда вовремя приводите в садик ребенка.

В противном случае, вы срываете режимные моменты группы, отчего страдают ее участники.

  • Выполняйте рекомендации воспитателя. Дело не в его личных прихотях, не в удобстве воспитателя. Просто это неуважение потребностей остальных родителей, которые хотят, чтобы с их детьми качественно занимались в детском саду.
  • Предупреждайте заранее, о выходе ребенка с больничного. Заранее, не в девять вечера предыдущего дня. Потому что накануне детей ставят на питание. Повару выдают продукты на определенное количество детей.

Порция вашего ребенка будет за счет порции других детей. Остальные дети из-за этого получат чуть меньше каши, чуть меньше запеканки.

  • Одевайте ребенку «простую» одежду. Без кофточек мелкими пуговками, ботиночек со шнурками, перчаток вместо варежек.

Пуговками вы не воспитателю жизнь осложняете, а всем остальным детям группы, и своему ребенку в том числе.

  • Всегда вовремя забирайте ребенка из садика. Понятно, что в городе пробки, что у родителей важная работа, с которой не всегда получается уйти вовремя, но воспитателя свои дети, личная жизнь и свои планы на вечер.    

Но ведь в группе более двадцати детей и каждый родитель один раз в месяц опаздывает, получается, что весь месяц, каждый рабочий день приходится задерживаться в ожидании, когда же заберут последнего ребенка.

  • Не одевайте серьги в уши девочек. Они могут потеряться.

Серьга может зацепиться за кофту (свою при раздевании или другого ребенка во время игры) и можно нечаянно порвать ухо.

  • Не приносите лекарства для своего ребенка в садик.

Воспитателю запрещено принимать лекарства от родителей.

А если вы решите оставить его в шкафчике, то туда могут залезть дети, ваш ребенок или его одногруппники и напоить этим лекарством всех ребят. Это опасно! В группе не должно быть никаких лекарств. Только средства первой помощи в аптечке.

  • Не звоните своим воспитателям по пустякам.

 

  • Не приносите сладости, еду, напитки.

 Запрещено приносить из дома свои продукты питания. Будь то печенье, жвачки или сок.

У детей портится аппетит.  Одни дети едят, а другие завидуют. Некоторые дети не умеют жевать жвачку. Есть дети, которые не умеют есть леденцы.

Воспитателю трудно уследить, когда какой из двадцати пяти детей извлечет из кармана конфету и кому даст.

Не стоит упускать из внимания риск аллергической реакции. Даже безобидное печенье может обернуться трагедией для конкретного малыша,  

Конфета в кармане – это как минимум негигиенично. Представьте, что ваш ребенок будет есть ее на прогулке грязными руками, он понемногу дает откусить конфетку своим друзьям., после чего съест ее сам. В таком случае стоматит обеспечен.

 

Пожалуйста, не усложняйте. Со вниманием относитесь к просьбам воспитателей и выполняйте правила детского сада. Эти просьбы и правила вызваны заботой о ваших детях.

 

 

 

 

 

 

                                                                                              

 

 

Яндекс.Метрика Как настроить RBAC в Yii2
0,1531 s database