Здоровье наших малышей
Физическое воспитание представляет собой комплекс разнообразных средств, которые способствуют гармоничному развитию человека. Для дошкольников физвоспитание решает три задачи- образовательную, воспитательную и оздоровительную. Оно помогает решать умственные, нравственные, трудовые задачи. У детей формируются двигательные умения и навыки, развивается сила, быстрота реакции, ловкость и выносливость. Физические занятия влияют на рост и развитие детского организма.
Сейчас становится очевидным, что нашему обществу нужны творческие личности, которые будут духовно, физически и интеллектуально развиты. Личности, которые стремятся к саморазвитию.
Фундамент здоровья закладывается с рождения, с дошкольного возраста. Для того, чтобы этот фундамент был прочным, нужно тесно сотрудничать детскому саду и семье.
В детском саду соблюдаю двигательный режим, дети в течение дня находятся в движении. Утром провожу подвижные игры, такие как «Удочка», «Проведи мяч» и др., гимнастику в спортивном зале. Во время занятий обязательна физкультминутка – «Деревья в лесу», «Рубка капусты», «Теремок» и др. Два раза в неделю – физкультурные занятия в спортзале, на которых обучаю детей выполнять упражнения с предметами и без предметов, правильно выполнять основные виды движений: прыжки, метание, бег, лазанье, ползанье и т.д. Кроме того, на физ-занятиях провожу подвижные игры. Третье занятие по физкультуре провожу на участке в игровой форме. Много внимания различным видам движения уделяю на прогулке: дети играют в любимые игры, много двигаются. Также много двигаются дети и на музыкальных занятиях: игры, танцы, разучивание танцевальных движений.
В беседах с родителями советую соблюдать режим дня, приближенный к режиму детского сада.
В своей работе тесно сотрудничаю с семьями моих воспитанников. При этом стараюсь решить следующие задачи:
- Воспитываю у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, создаю целую систему взаимодействия с семьёй в решении этой задачи. Провожу беседы с родителями, используя следующие темы физического развития и здоровья детей: «Делаете ли вы дома зарядку», «Кто из старших чаще играет в подвижные и спортивные игры с ребенком», «Ходите ли вы в походы, как часто, в какое время года». Включаю вопросы по физвоспитанию в тематику родительских собраний.
- Осуществляю личностно-ориентированный подход к ребёнку при формировании навыков, которые ему жизненно необходимы. Если ребенок малоактивен, предлагаю ему подвижные игры с бегом, прыжками, роль ведущего для повышения самооценки, вовлекаю в другие коллективные игры.
- Вместе с родителями обеспечиваю физическое и психическое благополучие ребёнка.
- Максимально использую материально-технические и образовательные ресурсы. В детском саду есть много пособий для занятия физкультурой: мячи, обручи, скакалки, скамейки разной высоты и ширины, кегли, шнуры, канат и др., с которыми дети с удовольствием занимаются. В группе оборудован физкультурный уголок, в котором имеются мячи, ракетки, доски для массажа ступней, кольцеброс, кегли, диски и др.
- Формирую у детей культурно-гигиенические навыки, знание собственного тела, понятие о здоровом образе жизни. Дети умеют умываться, пользоваться полотенцем, носовым платком и расческой, следят за своим внешним видом. Умеют пользоваться столовыми приборами. Знакомлю детей с особенностями строения и функциями организма человека. Расширяю представления о правилах и видах закаливания, о роли солнечного света, воды и воздуха в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Эти задачи можно решить если партнёры-педагоги детского сада и родители- будут активны и заинтересованы.
Самое продуктивное общение родителей и воспитателей бывает во время праздников. Причиной этого является атмосфера праздников, которая наполнена весельем и радостью. Но праздник не должен быть отчётом перед родителями, которые будут играть роль критиков, зрителей. А для этого воспитателю нужно чётко взаимодействовать с детьми и родителями.
Во взаимодействии с родителями всю работу разделяю на три части:
Первая часть - это анализ потребностей родителей, их компетентности, жизненных принципов. Для выяснения этого использую подгрупповые и индивидуальные беседы, анкетирование на разные темы, например: «На что должна обращать внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка», «Занимаются ли родители с детьми физкультурой и спортом», «Как я понимаю ЗОЖ».
Вторая часть - привлекаю родителей к физкультурно-оздоровительной работе, повышаю их знания о воспитании здоровой личности, которая физически развита. Показываю на примерах роль положительного влияния примера взрослых. Провела спортивный праздник Спорт – это здоровье», в котором активное участие принимали родители. Все дети и родители получили массу положительных эмоций, были веселы, азартны, «болели» за свои команды.
В своей практике применяю разные виды взаимодействия:
-информационное направление: провожу индивидуальные консультации и беседы с родителями: «О каких видах спорта вы беседуете с детьми», «Здоровая гигиеническая обстановка», «Закаливающие процедуры! Коллективное взаимодействие- это родительские собрания по данной теме «О здоровье в семье», деловые игры, «Режим дня», конференции, «круглые столы», «Рациональное питание»; -наглядно-педагогическая информация- это папка-передвижка, выставки рисунков, поделок, инструкции; -открытые занятия для родителей по физкультуре, спортивные праздники, досуги.Третья часть – родители активно принимают участие в физкультурно-оздоровительной работе, возникает творчество детей вместе с родителями.
-развлечения и физкультурные праздники вместе с родителями; -задания на дом; -родители находят литературу, выступают на собраниях; -привлекаю родителей вновь прибывших детей или малоактивных родителей.В уголках для родителей имеются рубрики, которые постоянно обновляю: «Пусть дети растут здоровыми», «Неболейка», «Как обращаться с больным ребёнком», «Что делать если болит зуб», «Что такое витамины» и др. Также размещаю информацию об условиях развития движений у детей, которые созданы в детском саду.
Родители получают информацию, которая их интересует из папки-передвижки, из статей в «Уголке родителей». Это информация о закаливании детского организма, «Как не нужно кормить детей», «Правильная осанка и профилактика сколиоза», «Что такое подвижные игры», «Соблюдение правил в игре» и т. д.
Результаты работы по физвоспитанию зависят не только от моих усилий, но ещё от системы организации этой работы. Большая роль отводится планированию физкультурно-оздоровительных мероприятий во время учебного года.
Проводим конкурсы рисунков и поделок совместно с родителями: «Спорт наш друг!», «Физкультура и наша семья». Альбом с фотографиями «Дружба со спортом». Проводим «День открытых дверей», «Мама, папа и я- спортивная семья», «Праздник будущих воинов», «Состязание богатырей».
Для формирования двигательных навыков и умений, для того, чтобы дети самостоятельно занимались физкультурой, упражнениями, в группе есть физкультурный уголок в котором много оборудования для самостоятельного занятия двигательными упражнениями (кегли, клюшки, мячи, обручи, мешочки с песком, серсо и т. д.). Имеются атрибуты к подвижным играм.
В уголке для родителей в колонке «О здоровье» размещаю материал о здоровом образе жизни: о питании дошкольников, о пользе витаминов, соблюдение норм личной гигиены, о культуре поведения за столом, накрыть стол к чаепитию, пригласим гостей на день рождения и др. Учу детей элементарным навыкам по сохранению и укреплению своего здоровья.
Провожу занятия по здоровому образу жизни, даю элементарные представления о строении человека (скелет, мышцы, внутренние органы, органы чувств). Детям интересно, что влияет на здоровье человека и его укрепление.
Перед «Днём Защитника Отечества» провожу утренники «Состязание богатырей», Праздник будущих воинов», в которых принимают участие старшие братья, папы и дедушки. Это способствует укреплению дружбы между старшими поколениями и детьми, развиваются межличностные отношения, воспитываются патриотические чувства.
Если привлекать родителей к участию в праздниках, то у детей формируется положительное отношение и развивается интерес к занятиям спортом и физической культурой. Воспитывается бережное и трепетное отношение к своему здоровью. Могут сформироваться семейные спортивные традиции.
Если родители и дети совместно занимаются спортом, то семья будет дружной, счастливой, избавится от вредных привычек. Ребёнок, выросший в спортивной семье формирует в сознании «Здоровый образ семьи». Этот образ он будет нести всю жизнь и создав свою семью будет вести здоровый образ жизни.
Летом в детском саду проводится работа оздоровительных площадок по разным темам:
- «Чистота- это здоровье»
- «Спроси у Айболита»
- «Как устроен наш организм»
- «Закаленные никогда не унывают»
Тематические недели летом:
- «Хочу всё знать»
- «Ответы доктора Воды»
- «Зачем нужен воздух»
- «Польза витаминов»
Проводятся экологические проекты:
- «Как путешествует капля воды»
- «В мире насекомых»
- «Солнце, Воздух и Вода - наши лучшие друзья»
- «О лекарственных растениях».
Итак, благодаря целенаправленным занятиям физической культурой в детском саду, проведению различных физкультурно-оздоровительных мероприятий, начиная с раннего возраста, к моменту перехода в школу дети обладают уже достаточно прочным запасом двигательных умений и навыков.