Официальный сайт ГМУ
Ставрополье без табака
Я привит
Информационный портал «Учимся вместе»

Выступление на МО 25.04.2014

Методическое объединение учителей-логопедов Шпаковского района

Использование современных логопедических технологий в работе с детьми с ОВЗ

Учитель-логопед МКДОУ д/с №3

Сёмина О.В.

25.05.2014г.

г. Михайловск

 

В сентябре 2013 года был принят новый закон «Об образовании», который привел к серьезным и значительным переменам в системе образования. В связи с гуманистическим взглядом на детей с ОВЗ в сфере образования формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка.

Учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования требует подключение к работе команды разных специалистов (учитель-логопед, дефектолог, психолог, координатор по инклюзии, тьютор, воспитатель, медсестра / врач).

Специфика работы учителя-логопеда образовательного учреждения предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ (с нарушением слуха, зрения, с интеллектуальной недостаточностью, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, эмоциональными нарушениями).

Традиционное репродуктивное обучение не эффективно и уходит постепенно на второй план, оно не может решать такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. А также современные педагоги, которым необходимо быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.

Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Современная логопедия, находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя- логопеда.

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии:

нейропсихологические технологии,

·                    кинезитерапия,

·                    гидрогимнастика,

·                    различные виды логопедического массажа,

·                    суджок-терапия,

·                    гимнастика Стрельниковой,

·                    дыхательный тренажёр Фролова,

·                    фитотерапия,

·                    аурикулотерапия,

·                    ароматерапия,

·                    музыкотерапия,

·                    хромотерапия,

·                    литотерапия,

·                    имаготерапия,

·                    сказкотерапия,

·                    песочная терапия,

·                    различные модели и символы,

·                    активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,

·                    БОС технологии

Вашему вниманию сегодня я хочу представить современные технологии и методики работы, которые использую в своей логопедической работе.

Методика В. Воскобовича

Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович по специальности инженер-физик и на протяжении многих лет не имел прямого отношения к педагогике и психологии. Но помимо физики Вячеслав Вадимович всегда увлекался музыкой, был неравнодушен к поэзии, писал стихи, песни для детей и взрослых. Толчком для создания известной развивающей методики послужили его собственные дети. Вячеслав Вадимович самостоятельно разработал серию развивающих игр и успешно апробировал ее. Данные игры не работают по принципу – один раз собрал и отложил, а являются универсальными творческими пособиями, которые можно использовать многократно.

В дальнейшем была составлена целая обучающая методика Воскобовича, направленная на всесторонне развитие ребенка. Следует отметить, что основу развивающих игр Воскобовича составляет познавательный интерес, творческое начало и обучение. Дети в процессе игры погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с веселыми персонажами, которые развивают у ребенка творческий потенциал, фантазию и логику. С помощью одной игры ребенок может изучить цвета и формы, освоить счет и буквы, а также развить мелкую моторику рук и многие психические процессы.

На данный момент можно ознакомиться с 40 развивающими играми Воскобовича и большим количеством пособий по раннему развитию малышей

Принципы методики Воскобовича

Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным. В связи с этим, один из принципов методики Воскобовича – интересные сказки.

Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Для педагогов, специалистов и родителей данные методические разработки являются настоящей ценной находкой. Ведь можно основываясь на сюжет сказки легко играть с малышом, выполняя различные творческие задания.

Вторым принципом методики Воскобовича является игра с пользой. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны. В игровой форме можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать малыша.

Третий принцип авторской методики Воскобовича заключается в развитие у ребенка творческого начала. Игры и сказки Воскобовича помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей.

Специфика развивающих игр Воскобовича

Развивающие игры Воскобовича являются актуальными для детей от двух лет и старше. Широкий возрастной диапазон игр достигается за счет того, что каждая игра является комплексной и содержит множество задач, которые доступны как двухлетним малышам, так и дошкольникам. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.

Игры Воскобовича также учитывают интересы ребенка.

Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач.

Большинство развивающих игр Воскобовича сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопониманию.

Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.

Все развивающие игры Воскобовича можно условно разделить на четыре группы, которые направлены на развитие у ребенка навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала. Также данные пособия отлично формируют логическое и эмоционально-образное мышление малыша.

Рассмотрим детально игры и пособия Воскобовича, которые я активно использую в

своей логопедической работе.

«Коврограф Ларчик»

Уникальный учебно-игровой методический комплекс «Коврограф Ларчик» совмещает в себе преимущества школьной доски и фланелеграфа. В его состав входят все необходимые материалы, инструменты и приспособления, с помощью которых можно создать многофункциональную развивающую и обучающую среду для своих детей.

Сам коврограф представляет собой игровое поле из ковролина размером метр на метр. Именно на нем можно фиксировать развивающие материалы, входящие в состав комплекта: разноцветные веревочки; разноцветные квадраты; забавные буквы; забавные цифры; кармашки; кружки, зажимы; круговерт и стрелочка; касса трехрядная; буквы, цифры, знаки на прозрачной основе; пространственные карточки: Лев, Павлин, Пони, Лань; радужные гномы.

Чтобы ребенку было легче воспринимать информацию, игровое поле разлиновано на сто клеток. Сетка также облегчает детям построение различных геометрических фигур, познакомит с пространственными и количественными отношениями.

Помимо коврографа в состав комплекта «Ларчик» входит: приспособления для фиксации дидактического и игрового материала (зажимы, кармашки, кружки и веревочки), игровые и обучающие приложения, методическое пособие.

Входящая в состав трехрядная касса и дополнительные кармашки из ковролина и прозрачной пленки пригодятся для размещения карточек на игровом поле.

С помощью разноцветных веревочек из контактной ленты ребенок сможет «рисовать» и «чертить» геометрические фигуры, составлять буквы и цифры.

Комплект разноцветных квадратов познакомит ребенка с понятием цвета. В его состав входят 10 карточек из ковролина с липучкой: 7 цветов радуги и 3 ахроматических цвета (серый, белый и черный).

Чтобы облегчить ребенку пространственное ориентирование и начертание различных окружностей, в набор входят круговерт и стрелочка.

В комплект также входят обучающие приложения и авторские методики Воскобовича: «Цветные карточки», «Буквы, цифры, знаки», «Забавные буквы», «Забавные цифры» - с помощью этих дидактических карточек можно в игровой форме познакомить своих детей с буквами, цифрами, счетом, понятиями цвета и формы.

Хочу представить вашему вниманию как я в своей работе и в каких целях использую коврограф «Ларчик».

Развития психических процессов:

Творческое мышление «Машина для Фифы»

Дети рассуждают о том, из какого материала можно сделать машину, какие части унее будут. На коврографе делают аппликацию этой машины с помощью «Разноцветных веревочек». Потом можно провести игру «Хорошо-плохо» (все по очереди перечисляют, что в машине хорошего и что в машине плохого).

Внимание «Зверята-цифрята»

Для игры используется приложение «Забавные цифры». Карточки располагаются на коврографе не по порядку, в три ряда по три вряд. Детям предлагается найти и назвать числа в порядке возрастания (убывания), указывая их карандашом или указкой.

Элементы логического мышления «Кто следующий?»

Для игры используются приложения «Забавные буквы», «Забавные цифры». Детям предлагается определить закономерность и продолжить ряд. Варианты рядов: зайка-двойка, крыска-четверка; ежик-единичка, мышка-тройка; Арлекин-Ярлекин и т.д.

Воображение «Фантастическое животное»

На коврографе прикрепляется карточка приложения «Цветные карточки». Дети по очереди приделывают к нему ушки, ножки, хвостик, лапки с помощью пособия «Разноцветные веревочки». Называют «животное», рассказывают про него.

Пространственные отношения «Лабиринты»

Для игры используются разные приложения. Карточка из любого приложения прикрепляется с правой стороны, а напротив карточки прикрепляется кружок. Путь от кружка до карточки выложен разноцветной веревочкой в виде лабиринта с четко обозначенными углами (по сетке коврографа). Детям предлагается глазами проследить путь и обозначить это расстояние в виде счета клеток и определения их направления.

Обучение грамоте «Где ошибка?»

Для игры используются любые предметные картинки и приложение «Буквы, цифры». С одной стороны прикрепляются предметные картинки, с другой стороны первые буквы в названиях предметов. Из веревочек выкладываются лабиринты в которых намеренно делаются ошибки. Детям предлагается найти и исправить их.

Обучение грамоте «Превращения»

Детям предлагается из веревочек сделать букву П. Затем можно попросить ее переделать в Г, О и т.д.

Обучение грамоте «Азбука букв»

Карточки с буквами одного цвета располагаются на коврографе в ряд. Несколько букв зеркально поворачиваются. Детям предлагается исправить ошибку.

Обучение грамоте «Звуко-слоговой анализ»

Детям предлагается с помощью приложений провести звуковой анализ слога.

Развитие речи. Обучение грамоте «Сказочная история про букву И»

Таким образом, взаимодействуя с коврографом, дети учатся составлять свои первые слоги и слова, учат алфавит и цифры, развивая при этом психические процессы (восприятие цвета и формы, внимание, мышление, воображение, память), а также пространственные отношения. И все это происходит в непринужденной и игровой форме,

«Игровизор + методические приложения»

Игровое пособие для развития логики и воображения.

Для детей от 3 до 9 лет.

Игровизор - прекрасный интеллектуальный тренажер для ребенка. Он представляет собой альбом из двух листов, скрепленных пружиной. Лист-основа выполнен из картона, второй лист – пленка ПВХ, на которой малыш сможет рисовать маркером из этого комплекта. Все нарисованное легко стирается бумажной салфеткой. Возможность многократного использования этого пособия делает его еще более привлекательным.

Достаточно подложить под пленку лист с графическим изображением (прописи, лабиринты или раскраску) и вот уже задание для малыша готово.Все поле Игровизора разделено на клетки 20х24, благодаря чему можно по заданным координатам или произвольно нарисовать различные фигуры. К Игровизору также прилагаются готовые задания. Они помогут ребенку познакомиться с предметным миром, буквами, цифрами, подготовят руку к письму. Задания содержат варианты игр и методические указания для родителей и педагогов. Используя это пособие на индивидуальных занятиях у ребенка развивается координация движения, абстрактное мышление, воображение.

«Складушки»

Красочное игровое пособие знакомит малышей с гласными и согласными буквами, помогает освоить принцип сложения слогов. Ребенок на страницах игры «Складушки» встретит множество сказочных персонажей, с которыми можно разучивать стихи и петь песенки. К игре прилагается также диск с песенками, который можно периодически прослушивать с малышом.

Следует отметить, что в процессе занятия с ребенком задействованы различные анализаторы: тактильный, зрительный и слуховой. В результате таких занятий у детей улучшается память, развивается усидчивость и внимательность.

Перед тем как перейти к следующей методике хочется отметить, что подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение - необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои способности, в частности:

·         Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.

·         Развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память.

·         Формируются навыки вербального и невербального общения.

·         Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.

·         Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Всё это прослеживается и отражается в Методике раннего музыкального развития Железновых «Музыка с мамой»

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой»

Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.

Сергей Станиславович - педагог с консерваторским образованием, более 20 лет вёл студию раннего музыкального развития «Музыка с мамой».

Екатерина Сергеевна . закончила музыкальный педагогический колледж, позже факультет дошкольной педагогики и психологии, специализация - учитель музыки и методист. В данный момент Екатерина является педагогом-методистом студии раннего музыкального развития «Музыка с мамой».

 

Создание методики «Музыка с мамой»

В начале целью этой методики было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3 – 5 лет и их подготовка к поступлению в музыкальные школы.

Но столь серьезно заниматься музыкой готовы были далеко не все дети. Большинство родителей стремилось и стремится к общему развитию своих малышей,

Тогда Железновы начали сами сочинять веселые игровые песенки, музыкальные упражнения и аранжировать народные потешки. В результате такой творческой работы и начала складываться методика «Музыка с мамой», доступная для понимания даже самым маленьким детям.

Характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки в весёлую обучающую игру.

Новизной программы является сочетание традиционных подходов и использование современных технических средств обучения. Обеспеченность практическим материалом (аудио, видео) позволяет целенаправленно заниматься комплексным музыкальным и общим развитием ребёнка не только на специальных занятиях (музыкальных, занятиях физкультурой, логопедических и др.), но использоваться и в группе (воспитателями), и семье (родителями).

Игровой массаж – при проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Когда детям делается массаж, это обеспечивает их сенсорное развитие (они оценивают холод и тепло, характер прикосновения, направление движения, силу давления, гладкость или шершавость материала). Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Массаж влияет на физическое развитие, тонизирует или расслабляет, поднимают настроение песенками – инсценировками - сопровождаются показом игрушек и несложными жестами, что способствует комплексному развитию музыкальных способностей, а также развивает память и внимание ребенка.

Физкультминутки (жестовые и подражательные игры) - формируют двигательные навыки, способствуя хорошему физическому развитию, являются средством предупреждения сердечно-сосудистых заболеваний и неврозов.Развивают слух, зрение, речевую память, чувство ритма, устойчивое внимание, быстроту реакции и обеспечивают хорошее настроение. Упражнения собраны в специальные комплексы, объединенные игровым сюжетом, и включают в себя ходьбу, бег, наклоны, повороты, приседания.

В репертуаре Железновых есть диски с музыкальными сказками, аэробикой для малышей, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучению алфавиту, обучению счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др.

Все фонограммы серии "Музыка с мамой» прошли экспертизу Федерального совета и вошли в перечень награждённых дипломом Госдумы РФ и могут быть основой для эстетического и духовного развития детей.

Использование технологии «БОС – здоровье учимся и оздоравливаемся»

Технология БОС (биологическая обратная связь) создана отечественным ученым Александром Афанасьевичем Сметанкиным. Его институт в Санкт – Петербурге в течение многих лет ведет работу по таким направлениям как:

·         создание медицинских аппаратов с использованием БОС,

·         система здоровьесберегающих технологий БОС,

·         инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии БОС для системы дошкольного и общего образования.

В основе технологии БОС лежит дыхание по Сметанкину (дыхание животом, дыхание на выдохе, диафрагмально-релаксационное дыхание).

"БОС - Здоровье" используется не только для профилактических оздоровительных целей, не менее эффективно ее применение для коррекции дефектов речи. Дошкольникам с речевой патологией необходимо формировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания, т.к. он является базой такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

Цель программы "БОС-Здоровье": сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья путем внедрения в образовательный процесс метода биологической обратной связи.

Задачи программы:

·         оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния; -----использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений;

·         регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания;

·         сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания типа с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС);

·         использовать показатель здоровья для диагностики состояния системы дыхания, вегетативной регуляции, а также для формирования банка данных при осуществлении мониторинга воспитанников ГБДОУ;

·         воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение собственному физическому и духовному здоровью, расширяя на этой основе адаптивные возможности организма (повышение его сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);

·         повысить уровень компетентности педагогов и родителей в области использования здоровьесберегающей технологии " БОС-Здоровье".

Рабочая программа "БОС-здоровье" ориентирована на группы детей компенсирующей направленности от 5 до 7 лет и рассчитана на два года обучения.

Для того, чтобы воспитать у ребенка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью проводятся теоретические занятия, а тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется на практических занятиях.

Для дошкольников «Институт БОС» разработал учебное электронное пособие «Учимся и оздоравливаемся», которое включает в себя следующие части: «Азбука здоровья», «Здоровая математика» (книги и диск). Дидактический материал в пособии открывается на экране компьютера в заданном ритме, под который ребенок подстраивает свое дыхание во время занятий. Урок стоится по следующей схеме: «Урок дыхания» - усвоение знаний – проверка. Говорить ребенок должен на выдохе.

Группа для занятий не должна превышать 6 человек, чтобы отслеживать правильность дыхания.

Обучение по предлагаемой программе существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала, положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует сохранению и укреплению здоровья (снижение уровня ОРЗ и гриппа в 3 – 4 раза), помогает сформировать правильное речевое дыхание.

Владение и эффективное применение в практической деятельности в условиях инклюзивного образования современных образовательных технологий и методик повышает качество и результативность работы.

Яндекс.Метрика Как настроить RBAC в Yii2
0,0984 s cache